Термины, определения, понятия в образовании


Browse the glossary using this index

Special | A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | M | N | O | P | Q | R | S | T | U | V | W | X | Y | Z | ALL

Page:  1  2  3  4  5  6  7  (Next)
ALL

А

Адаптированная образовательная программа

образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц

Entry link: Адаптированная образовательная программа

Академическое признание (Academic Recognition)

1) набор процедур и процессов для подтверждения и признания вузами и странами квалификаций в высшем образовании;
2) признание курсов, квалификаций или дипломов одного (отечественного или зарубежного) учреждения высшего образования другим с целью предоставления студентам возможности дальнейшего обучения.
Примечание. В европейском пространстве высшего образования различают три основных уровня признания, а также инструменты, связанные с ними (предложенные Лиссабонской конвенцией и Болонской декларацией):
1) признание квалификаций, включающих предыдущее образование и профессиональный опыт, позволяющее получить или продолжить высшее образование;
2) признание коротких периодов обучения, в связи с мобильностью студентов, где основным инструментом является система переводимых кредитов ECTS;
3) признание полных периодов обучения, где основным инструментом является приложение к диплому.

Entry link: Академическое признание (Academic Recognition)

Аккредитация (Accreditation)

Процедура оценивания и определения достижения определенного статуса, норм, стандартов качества образования, предполагающая признание и гарантию на определенный срок стабильности полученных результатов и их совершенствования. Аккредитация – главный инструмент поддержки процессов, происходящих в системе европейского образования; служит залогом качества как вводимых, так и существующих программ.

Entry link: Аккредитация (Accreditation)

Анализ результатов обучения (Academic performance analysis)

Исследование результатов обучения, выраженных в оценках и рейтинге обучающихся, с целью определения качества обучения и качества полученных знаний, умений и навыков и определения проблемных областей для корректирующих действий и улучшения качества образования

Entry link: Анализ результатов обучения (Academic performance analysis)

Аттестационная комиссия (Attestation commission)

1) комиссия, состоящая из преподавателей образовательного учреждения (ОУ) и привлеченных лиц из производственной сферы, целью которой является проведение итоговой аттестации студентов ОУ;
2) комиссия, создаваемая государственным органом по аттестации для проведения аттестации образовательного учреждения.

Entry link: Аттестационная комиссия (Attestation commission)

Аттестация (Institutional Attestation)

Основная форма государственно-общественного контроля образовательной деятельности образовательного учреждения (ОУ). Аттестация устанавливает соответствие содержания, уровня и качества подготовки выпускников всех ОУ (независимо ведомственной подчиненности и форм собственности) требованиям государственных образовательных стандартов (ГОС). ОУ может пройти аттестацию только при условии положительных результатов итоговой аттестации не менее половины его выпускников в течение трех последовательных лет, предшествующих аттестации. Первая аттестация вновь созданного учреждения может проводиться после первого выпуска учащихся, но не ранее чем через три года после получения лицензии на право ведения образовательной деятельности. Проведение аттестации обычно сопровождается разными формами самоанализа результатов жизнедеятельности учреждения. Очередная аттестация проводится по заявлению образовательного учреждения раз в пять лет. Аттестация является составной частью аккредитации.

Entry link: Аттестация (Institutional Attestation)

Б

База данных

совместно используемый набор логически связанных данных, предназначенный для удовлетворения информационных потребностей организации.

Entry link: База данных

В

Воспитание

деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства.

Entry link: Воспитание

Г

Государственная аккредитация образовательного учреждения (ОУ) (State Institutional Accreditation)

Аккредитационное обследование ОУ государственным органом по аккредитации, целью и содержанием которого является установление и подтверждение на очередной срок государственного статуса ОУ по типу – вуз/ссуз и виду: для вузов: институт, академия или университет, для ссузов: училище/техникум/колледж с определением перечня образовательных программ по которым ОУ имеет право выдавать документы об образовании государственного образца. Государственная аккредитация проводится Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки на основании аттестационного заключения, анализа деятельности ОУ по показателям государственной аккредитации и их соответствия критериальным значениям.

Entry link: Государственная аккредитация образовательного учреждения (ОУ) (State Institutional Accreditation)

Д

Дистанционные образовательные технологии

образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Entry link: Дистанционные образовательные технологии

Дополнительное образование

вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования.

Entry link: Дополнительное образование

Е

Европейская система зачетных единиц (European Credit Transfer System – ECTS)

Система зачетных единиц, введенная в университетах Европы в рамках программы ERASMUS и ставшая эффективным средством признания образования, полученного студентами в другом вузе (возможно, за границей), а также инструментом предоставления детальной информации об учебных планах, присваиваемой степени и т. д.

Entry link: Европейская система зачетных единиц (European Credit Transfer System – ECTS)

З

Зачетные единицы (кредиты, пункты кредита, кредиты ECTS) (Credits)

Величина, отражающая затраты времени среднего студента на обучение. Учитываются лекции, практические занятия, семинары, работа с обучающими программами, практика, самостоятельная работа в библиотеке или дома, экзамены и иные процедуры аттестации. Таким образом, зачетные единицы учитывают все виды затрат времени студента, относящихся к учебному процессу, а не только время аудиторной нагрузки. Это скорее относительная, чем абсолютная мера студенческой рабочей нагрузки. Они определяют, какая часть годовой рабочей нагрузки студента сопоставлена учебной дисциплине или ее части. Это сопоставление относится к компетенции образовательного учреждения.
В ECTS 60 кредитов представляют рабочую нагрузку академического года, 30 – семестра, 20 – триместра (трети учебного года). Кредиты ECTS гарантируют, что данная программа будет разумна по рабочей нагрузке в период обучения за границей.
Кредиты ECTS должны размещаться по нисходящей. Отправной точкой должна быть полная структура учебного плана и программ учебных дисциплин, которые студент должен освоить за академический год. Сопоставление кредитов отдельным частям учебного плана «снизу вверх» достаточно сложно и может привести к тому, что объем годовой нагрузки студента превысит 60 кредитов. Это, очевидно, затруднит перенос кредитов из одного образовательного учреждения в другое.

Entry link: Зачетные единицы (кредиты, пункты кредита, кредиты ECTS) (Credits)

И

Индивидуальный неограниченный доступ

возможность доступа к электронным образовательным ресурсам электронной информационно-образовательной среды в любое время из любой точки с доступом к сети Интернет (как на территории организации, так и вне ее) с использованием открытого и авторизованного доступа на основании индивидуальных учетных данных

Entry link: Индивидуальный неограниченный доступ

Индивидуальный учебный план

учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося.

Entry link: Индивидуальный учебный план

Инклюзивное образование

обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Entry link: Инклюзивное образование

Информационная система

совокупность информации, хранящейся в базах данных и средств, обеспечивающих ее ввод и обработку  технических, программных, организационных и пр

Entry link: Информационная система

Итоговая государственная аттестация (Final Assessment)

Процесс итоговой проверки и оценки компетенций выпускника, полученных в результате обучения в ОУ.

Entry link: Итоговая государственная аттестация (Final Assessment)

К

Качество образования

комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Entry link: Качество образования

Квалификационная характеристика выпускника (Graduate Qualification Requirements)

Документ, устанавливающий цели и задачи обучения и воспитания, уровень требований к подготовке специалиста, которые должны быть реализованы в учебных заведениях с учетом перспектив научно-технического прогресса. Она также определяет предназначение выпускника, общие требования, соответствующие современному этапу, квалификационные требования к объему и качеству знаний, умений, навыков, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей на практике

Entry link: Квалификационная характеристика выпускника (Graduate Qualification Requirements)

Квалификация

уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.

Entry link: Квалификация

Компетентность (Competency)

Выраженная способность применять свои знания и умение. Компетентность выражается в готовности к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных профессиональных (проблемных) ситуациях. Она проявляется в личностно-ориентированной деятельности и характеризует способность человека (специалиста) реализовывать свой человеческий потенциал для профессиональной деятельности. Под компетентностью понимается интегрированная характеристика качеств личности, результат подготовки выпускника вуза для выполнения деятельности в определенных областях (компетенциях). Компетентный человек – это человек, обладающий достаточными навыками, знаниями и возможностями в определенной области

Entry link: Компетентность (Competency)

Компонент ЭИОС

электронный информационный ресурс (далее - ЭИР), автоматизированное средство доступа к ЭИР, пользователь, средство вычислительной техники

Entry link: Компонент ЭИОС

Конфликт интересов педагогического работника

ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Entry link: Конфликт интересов педагогического работника

Л

Лицензирование (Licensing)

1) процедура, включающая в себя проведение экспертизы, принятия решения, оформления и выдачи образовательному учреждению разрешения – лицензии – на право ведения образовательной деятельности по направлениям (специальностям) и уровням высшего и послевузовского и по программам соответствующего дополнительного образования;

2) процедура, включающая проведение экспертизы, принятие решения и выдачу учреждению профессионального образования лицензии на право ведения образовательной деятельности по зафиксированным в лицензии направлениям (специальностям), уровням профессионального образования, а также дополнительного образования взрослых. Предметом содержания экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых учреждением профессионального образования, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и работников, оборудования учебных помещений, обеспеченности учебного процесса (материально-технической и финансовой), образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов. Решение о выдаче лицензии принимается соответствующим органом управления образованием, осуществляющим лицензирование, и оформляется его распорядительным документом на основании заключения экспертной комиссии. Для каждого направления (специальности), уровня подготовки или программы дополнительного образования срок действия лицензии указывается отдельно. Лицензия может быть изъята у учреждения органом, выдавшим лицензию, в случае нарушения требований и контрольных нормативов, содержащихся в лицензии.

Entry link: Лицензирование (Licensing)

Лицензия (License)

1) документ, изданный в соответствии с правилами системы сертификации, посредством которого орган по сертификации (лицензированию) наделяет лицо или ОУ правом использовать сертификаты или знаки соответствия для своей продукции, процессов или услуг согласно правилам соответствующей системы сертификации;

2) выдаваемое государственными органами разрешение на осуществление тех видов деятельности, которые в соответствии с действующим законодательством подлежат лицензированию (например, образовательной, банковской, частной, издательской, медицинской и др.).

Entry link: Лицензия (License)

М

Менеджмент

скоординированная деятельность по руководству и управлению ОУ.

Entry link: Менеджмент

Мобильность студентов или академическая мобильность (Student Mobility)

Базовое положение Болонского процесса, применяемое к студентам, преподавателям, исследователям (научным работникам вузов). Применительно к студентам мобильность означает возможность получения высшего образования путем последовательного прохождения частей программы обучения в вузах двух и более стран с зачетом (признанием) усвоенного при этом материала и получения диплома одного или нескольких таких учебных заведений. Применительно к преподавателям и исследователям мобильность означает возможность работы последовательно в учебных заведениях различных стран. В РФ для реализации мобильности необходимы изменения в законодательстве об образовании. В частности, необходимо, чтобы работа за рубежом включалась в трудовой стаж.

Entry link: Мобильность студентов или академическая мобильность (Student Mobility)

Мониторинг

постоянное или периодическое слежение, а также измерение или испытание объекта с целью его управления.

Entry link: Мониторинг

Н

Направленность (профиль) образования

ориентация образовательной программы на конкретные области знания и (или) виды деятельности, определяющая ее предметно-тематическое содержание, преобладающие виды учебной деятельности обучающегося и требования к результатам освоения образовательной программы.

Entry link: Направленность (профиль) образования

Неуспевающий обучающийся

обучающийся, уровень знаний и умений которого в определенные сроки не соответствует требованиям образовательных стандартов.

Entry link: Неуспевающий обучающийся

О

Обеспечение качества процесса

действия по созданию уверенности, что требования к качеству (характеристикам) процесса будут выполнены. Обеспечение качества включает:

  • обеспечение процесса ресурсами;
  • обучение персонала;
  • информационное обеспечение процесса;
  • обеспечение процесса документацией;
  • закупка нового оборудования, обеспечивающего требуемые характеристики процесса;
  • верификация и валидация процесса.

Entry link: Обеспечение качества процесса

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Entry link: Образование

Образовательная деятельность

деятельность по реализации образовательных программ.

Entry link: Образовательная деятельность

Образовательная организация

некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

Entry link: Образовательная организация

Образовательная программа (ОП) (Academic Program)

1) документ (совокупность документов), который определяет содержание образования определенных уровня и направленности;

2) документ, содержащий основные положения, цели, задачи и содержание образования определенного уровня и направленности, а также набор и последовательность образовательных мероприятий, необходимых для достижения целей (цели) или конкретных задач в данной области образования. Основные образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования разрабатываются федеральными (центральными) органами управления образованием и ведомственными государственными органами управления образованием и в части, выходящей за пределы соответствующих государственных образовательных стандартов, выполняют функции примерных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования.

3) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Entry link: Образовательная программа (ОП) (Academic Program)

Образовательный стандарт

совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных образовательными организациями высшего образования, определенными настоящим Федеральным законом или указом Президента Российской Федерации.

Entry link: Образовательный стандарт

Обучающийся

физическое лицо, осваивающее образовательную программу.

Entry link: Обучающийся

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Entry link: Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья

Обучение

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Entry link: Обучение

Общее образование

вид образования, который направлен на развитие личности и приобретение в процессе освоения основных общеобразовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для жизни человека в обществе, осознанного выбора профессии и получения профессионального образования.

Entry link: Общее образование

Организации, осуществляющие образовательную деятельность

образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. В целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим образовательную деятельность, приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Entry link: Организации, осуществляющие образовательную деятельность

Организация, осуществляющая обучение,

юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности

Entry link: Организация, осуществляющая обучение,

Отношения в сфере образования

совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование

Entry link: Отношения в сфере образования

Оценка качества образования

все виды деятельности, направленные на подтверждение того, что требования к качеству выполнены (или не выполнены). К данному виду деятельности относится деятельность самого ОУ, заинтересованных сторон и третьей стороны по самооценке и оценке СК ОУ, лицензированию, аттестации и аккредитации, а также проведение внутренних и внешних аудитов.

Примечание. Оценка качества образования может распространяться на оценку:

  • образовательных программ;
  • персонала ОУ;
  • процессов ОУ;
  • системы качества ОУ;
  • успеваемости студентов;
  • учебно-методических материалов;
  • учебных планов и т. д.

Entry link: Оценка качества образования

П

Педагогический работник

физическое лицо, которое состоит в трудовых, служебных отношениях с организацией, осуществляющей образовательную деятельность, и выполняет обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности.

Entry link: Педагогический работник

Планирование качества процесса

деятельность, направленная на процесс, которая устанавливает:

  • характеристики результата процесса (его продукции) — определяются на основании требований потребителя процесса;
  • характеристики процесса, влияющие на характеристики его результата — определяются менеджером процесса;
  • цели в области качества процесса (целевые значения характеристик процессов);
  • мероприятия для достижения целей процесса;
  • взаимодействие с другими процессами;
  • получение требований к характеристикам результата процесса от потребителей процесса вход процесса;
  • получение исходных данных для работы от поставщиков процесса вход процесса;
  • передача результатов процесса его внутренним или внешним потребителям выход процесса;
  • последовательность действий и работ в рамках процесса (определяются управляющими документами процесса — инструкции, процедуры, стандарты и т. д.);
  • ресурсы процесса (кто и с помощью чего создает результат процесса);
  • ответственность и полномочия участников процесса (содержатся в управляющих документах процесса);
  • методы измерения и анализа характеристик процесса;
  • признаки несоответствий процесса на основании анализа характеристик процесса;
  • действия (корректирующие и предупреждающие), применяемые к процессу при невыполнении требований к характеристикам процесса.

Планирование осуществляется как для существующих процессов, так и для новых процессов СМК.

Результаты планирования процесса содержатся в спецификации процесса.


Entry link: Планирование качества процесса

Планирование качества:

  1. часть менеджмента качества, направленная на установление целей в области качества и определяющая необходимые операционные процессы жизненного цикла продукции и соответствующие ресурсы для достижения целей в области качества;
  2. деятельность, направленная на формирование стратегии, политики и связанных с ними целей и требований по качеству образования.

Entry link: Планирование качества:

Повышение квалификации

учебная деятельность, направленная на достижение более высокой ступени профессиональной квалификации; предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Одна из форм освоения прогрессивного опыта, целью которого является повышение эффективности труда; осуществляется в рамках системы непрерывного образования путем поэтапного образования в образовательных учреждениях соответствующих ступеней. Повышение квалификации — одна из форм реализации концепции обучения в течение жизни, поддерживаемой Болонским процессом.

Entry link: Повышение квалификации

Практика

вид учебной деятельности, направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью.

Entry link: Практика

Примерная основная образовательная программа

учебно-методическая документация (примерный учебный план, примерный календарный учебный график, примерные рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов), определяющая рекомендуемые объем и содержание образования определенного уровня и (или) определенной направленности, планируемые результаты освоения образовательной программы, примерные условия образовательной деятельности, включая примерные расчеты нормативных затрат оказания государственных услуг по реализации образовательной программы.

Entry link: Примерная основная образовательная программа

Программа учебной дисциплины (Syllabus)

Регламентирующий учебный документ (или учебное издание), определяющий цели и содержание учебной дисциплины, информационный объем, уровень формирования знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению обучающимися, а также порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, перечень рекомендованных учебников, других методических и дидактических материалов, критерии успешности обучения и средства диагностики успешности обучения по учебной дисциплине.

Entry link: Программа учебной дисциплины (Syllabus)

Профессиональное образование

вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности.

Entry link: Профессиональное образование

Профессиональное обучение

вид образования, который направлен на приобретение обучающимися знаний, умений, навыков и формирование компетенции, необходимых для выполнения определенных трудовых, служебных функций (определенных видов трудовой, служебной деятельности, профессий).

Entry link: Профессиональное обучение

С

Самообследование (Self_Evaluation)

Внутривузовская деятельность по сбору и анализу информации по всем образовательным программам и учреждению в целом, которое проводится им самостоятельно (или с привлечением независимых аудиторов). Самообследование направлено не на фиксацию результатов, а на определение направлений дальнейшей деятельности. Структура самообследования определяется ОУ самостоятельно.

Entry link: Самообследование (Self_Evaluation)

Средства обучения и воспитания

приборы, оборудование, включая спортивное оборудование и инвентарь, инструменты (в том числе музыкальные), учебно-наглядные пособия, компьютеры, информационно-телекоммуникационные сети, аппаратно-программные и аудиовизуальные средства, печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы и иные материальные объекты, необходимые для организации образовательной деятельности.

Entry link: Средства обучения и воспитания

Т

Тест (Test)

Система дифференцированных по степени трудности заданий определенной формы и содержания, позволяющая эффективно оценить структуру и уровень знаний, умений и навыков учащегося в конкретной предметной области.

Entry link: Тест (Test)

У

Уровень образования

завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований.

Entry link: Уровень образования

Участники образовательных отношений

обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Entry link: Участники образовательных отношений

Участники отношений в сфере образования

участники образовательных отношений и федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, работодатели и их объединения.

Entry link: Участники отношений в сфере образования

Учебный план (УП) (Curriculum)

1) Документ, определяющий содержание образования и организацию обучения студентов по конкретной специальности. Учебный план, как правило, включает: титульную часть – полное наименование вуза, факультета, специальности, квалификации, срок обучения; график учебного процесса – периоды теоретических занятий, практик, экзаменационных сессий, каникул, дипломного проектирования и итоговой государственной аттестации; сводные данные по бюджету времени — по годам и за весь срок обучения. Учебный план — государственный нормативный документ, определяющий содержание и организацию подготовки специалистов по учебным программам, последовательность, сроки изучения дисциплин, виды учебных занятий. Учебный план разрабатывается для каждой специальности (специализации) на основе квалификационной характеристики. Учебный план предусматривает также разработку программ по учебным дисциплинам и по годам обучения, оптимальный выбор перечня, объема, содержания и последовательности стажировки, практики, рациональное соотношение теоретического и практического обучения. Организация образовательного процесса может предусматривать разработку и других документов, например, годового календарного учебного графика, расписания занятия.

2) документ, который определяет перечень, трудоемкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся.

Entry link: Учебный план (УП) (Curriculum)

Ф

Федеральные государственные требования

обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемые в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Entry link: Федеральные государственные требования

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

Entry link: Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС)

Э

Электронная информационно-образовательная среда

системно-организованная совокупность информационных и образовательных ресурсов, средств вычислительной техники, информационных, телекоммуникационных технологий, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение потребностей пользователей в информационных услугах и ресурсах образовательного характера.

Entry link: Электронная информационно-образовательная среда

Электронное обучение

организация образовательной деятельности с применением используемых при реализации образовательных программ электронных образовательных ресурсов и электронных информационно-образовательных ресурсов, доступ к которым осуществляется с помощью информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечивающих также взаимодействие обучающихся и педагогических работников.

Entry link: Электронное обучение

Электронный информационный ресурс

информация, использование которой возможно при помощи средств вычислительной техники, в том числе электронный информационный образовательный ресурс, используемый в процессе обучения

Entry link: Электронный информационный ресурс


Page:  1  2  3  4  5  6  7  (Next)
ALL